Растущее беспокойство в государственных и деловых кругах стран Персидского залива в связи с проблемой сланцевой нефти может привести к изменению всей экономической стратегии региона.
По сообщениям агенства Рейтер, первым, кто с непривычной откровенностью заговорил об угрозе, которую представляет собой для региона рост добычи сланцевой нефти и газа в США, был министр нефти ОАЭ Мухаммед бен Заин аль-Хамели.
В своем выступлении в декабре прошлого года на заседании ОПЕК в Вене министр заявил, что запасы сланцевого топлива в США представляют собой «большую проблему». ОПЕК, по его словам, должна защищаться, стараться сделать свою нефть более привлекательной для мирового потребителя.
На венской сессии ОПЕК приняла решение внести коррективы в политику добычи, и с тех пор в публичных заявлениях большинства официальных лиц в странах Залива перестала звучать тревога в связи с тем, что США и другие страны с помощью новых технологий станут добывать сотни миллиардов тон нефти. Страны региона преодолели политические неурядицы, с которыми они столкнулись в последние годы, использовав поступления от нефти для резкого наращивания правительственных расходов на цели улучшения социального климата и развития инфраструктуры.
Подъем, который переживает сегодня добыча сланцевой нефти, способен в далекой перспективе привести к падению цен на традиционную нефть и сокращению спроса на ее поставки из Залива. Поэтому со временем регион будет вынужден отказаться от своей сегодняшней стратегии. Правительства стран региона столкнутся с растущим давлением спроса на рабочие места в других секторах экономики и необходимостью стимулировать рост развития ненефтяных отраслей. Вполне вероятно, что это потребует дополнительных усилий, направленных на поглощение избытка рабочей силы посредством вытеснения части ее в частный сектор и создания новых производств. Страны Залива, возможно, начнут более тесно сотрудничать целом ряде отраслей, начиная с финансового рынка и кончая строительством региональной сети железных дорог. Некоторые экономисты уже сейчас отмечают первые признаки изменения их политики.
По словам Марка Макфарленда, главного специалиста по инвестициям в отделе природных ресурсов Национального банка Дубая (крупнейшего банка в эмирате), во время его визита в прошлом месяце в Саудовскую Аравию он обнаружил, что угроза со стороны сланцевых газа и нефти уже сейчас заставляет людей задумываться о пересмотре экономической политики. У отдельных лиц в правительственных и деловых кругах стран Залива, сказал он, «имеется обеспокоенность в связи с предстоящим поиском альтернативы главного источника их доходов».
В течение нескольких последних месяцев, действительно, был заметен рост обеспокоенности в связи со сланцевыми ресурсами, то есть с добычей нефти и газа из сланцев посредством использования инновационных технологий в США и других странах мира. Выступление аль-Хамели прозвучало в Вене после того, как в ноябре прошлого года Международное энергетическое агентство опубликовало доклад, где прогнозировалось, что к 2017 году США обгонят Саудовскую Аравию и Россию и станут крупнейшей в мире нефтедобывающей державой, к 2030 году экспорт нефти из США превысит ее импорт, а к 2035 году Америка полностью удовлетворит внутренний спрос на энергетические ресурсы.
Ответственные лица в странах Залива утверждают, что пока еще слишком рано говорить об утрате позиций их стран на мировом рынке энергоресурсов. Все прогнозы, касающиеся сланцевого газа и нефти, связываются с перспективными технологиями, запасами и показателями рентабельности, которые обретут реальность лишь спустя годы, а то и десятилетия. Даже если на Западе произойдет спад спроса на нефть и газ, то он переместится в быстрорастущие экономики Востока – в Индию и Китай. И даже в случае резкого роста экспорта нефти и газа нетрадиционного происхождения, страны Залива все равно сохранят свою конкурентоспособность за счет низких издержек. Добыча одного барреля сланцевой нефти в США обходится, по оценкам, в USD 50 – 75, тогда как стоимость его добычи в Заливе не превышает USD 20 за баррель. Однако возможности использования этого преимущества для предотвращения угрозы со стороны сланцевой нефти постепенно сокращаются. В виду значительного роста государственных расходов Саудовской Аравии аналитики считают, что сегодня для того, чтобы избежать дефицита государственного бюджета, саудовскому правительству нужна цена не менее USD 65 – 85 долларов за баррель, тогда как всего несколько лет тому назад она могла быть на USD 20 меньше. А это значит, что резкий спад цен на нефть может ослабить финансовые позиции Эр-Рияда, даже если ему удастся удержать свою долю нефтяного рынка.
По сообщениям правительственных СМИ Саудовской Аравии, в январе во время встречи в Эр-Рияде с Генеральным секретарем ОПЕК Абдаллой аль-Бадри министр нефти страны Али ан-Нуайми обсуждал с ним вопрос о последствиях увеличения производства сланцевой нефти, однако о подробностях беседы ничего не сообщается. Еще одним показателем серьезности отношения саудовцев к проблеме сланцевой нефти и газа стало заявление представителя Саудовской государственной корпорации базовых отраслей промышленности (САБИК) – крупнейшего в стране производителя нефтехимической продукции – о том, что в настоящий момент корпорация изучает вопрос инвестирования в добычу сланцевого газа в США.
Как заявил исполнительный директор САБИК Мухаммед аль-Мади, корпорация обязана участвовать в деятельности, связанной со сланцевым газом, должна заниматься другими источниками энергоресурсов, которые могут составить конкуренцию традиционной добыче. В некотором смысле государства Залива лучше подготовлены к снижению цен на нефть по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого столетия, когда в период застоя, продолжавшийся несколько лет, они столкнулись с постоянным падением этих цен.
Благодаря тому, что в течение двух предыдущих лет средняя цена на нефть была значительно выше USD 100 за баррель, страны Залива смогли создать финансовый резерв, измеряющийся сотнями миллиардов долларов, который может быть использован ими в качестве источника государственных расходов, даже в случае сокращения поступлений от нефти.
По словам Нила Ширинга главного экономического специалиста по новым рынкам лондонского журнала «Кэпитал экономикс», «вполне вероятно, что из-за сланцевой нефти в странах Залива уменьшатся размеры накопления, но не расходов… Мы здесь, скорее всего, имеем дело с тем, что будет происходить на протяжении не лет, а десятилетий». Однако государства Залива в условиях появления сланцевой нефти уже не смогут полагать, что развитие мировой экономики будет как прежде нести с собой рост их доходов. На протяжении последних нескольких месяцев некоторые государства Залива активизировали усилия, направленные на то, чтобы подготовиться к трудным временам. Их внимание, среди прочего, сосредоточено на том, чтобы ориентировать своих граждан на работу в частном секторе и уменьшить таким образом давление на государственную казну, средства которой инвестируются в предприятия госсектора или идут на выплату пособий по безработице. В Саудовской Аравии введен новый налог, цель которого оказать давление на компании и заставить их вместо иностранцев, которым можно меньше платить, брать на работу граждан королевства. В Объединенных Арабских Эмиратах также идет изучение вопроса о внесении изменений в трудовое законодательство с целью повысить привлекательность работы в частном секторе.
Правительства этих стран предпринимают шаги по диверсификации своей экономики и отказу от опоры только на нефтедобычу. Так, Саудовская Аравия снимает ряд ограничений в области гражданской авиации, чтобы допустить в страну новые авиакомпании; Султанат Оман объявил о новых промышленных проектах, в числе которых строительство сталелитейного завода стоимостью USD 400 млн, а также об учреждении правительственного фонда поддержки мелких частных предприятий. Между правительствами ведутся переговоры о строительстве сети железных дорог, которое потребует миллиардных капиталовложений и позволит связать между собой страны Залива. Этот проект призван внести серьезный вклад в преодоление угрозы сланцевой нефти посредством расширения торговли ненефтяными товарами и развития новых производительных отраслей.
Вряд ли стоит сегодня ожидать от государств региона более серьезных реформ перед лицом будущей угрозы со стороны сланцевой нефти. Создание общего рынка капиталов в Заливе должно стимулировать частные инвестиции, облегчив перемещение капиталов в пределах региона. Однако политическое соперничество может оказаться препятствием на пути осуществления этой задачи. Важным шагом, позволяющим правительствам хотя бы отчасти отказаться от почти полной зависимости от нефтяных доходов, стало бы введение подоходного налога и налога с продаж. Тем не менее, несмотря на многолетнее обсуждение введения в странах Залива налога на добавленную стоимость, власти не решаются реализовать этот план, который вряд ли будет одобрительно принят населением.
И все же, в конечном счете, сланцевые газ и нефть заставят их вновь вернуться к рассмотрению этих вопросов. Как заявил Макфарленд, «очевидно, что последствия добычи сланцевого газа в США и их воздействие на саудовскую нефтяную промышленность уже сегодня стали пищей для размышления».
По материалам «Рейтер»