23 апреля состоялось заседание Коллегии Комплекса экономической политики и развития города Москвы. На заседании были проанализированы основные показатели экономического развития города, а также определены направления экономической политики на предстоящий период.
Итоги 2012 года
В 2012 году все ключевые показатели экономического развития города характеризовались положительной динамикой. Восстановлены и даже превышены докризисные показатели ВРП (валового регионального продукта). После спада 2009-2010 гг. ВРП Москвы в последние три года стабильно рос и в 2012 году составил USD 356 млрд (для сравнения: 2008 – USD 333 млрд, 2009 – USD 225 млрд, 2010 – USD 276 млрд, 2011 – USD 341 – млрд).
В структуре столичного ВРП 38,5% приходится на сектор торговли, 19,7% – на операции с недвижимым имуществом, 17,0 % – на промышленный сектор, 9,3% – на транспорт и связь, что в целом соответствует приоритетам развития большинства мировых мегаполисов.
Показатели, отражающие уровень жизни горожан: средняя заработная плата выросла на 111,2% и составила RUB 47,9 тыс., при этом индекс потребительских цен за год вырос лишь на 106%, что свидетельствует о росте реальных доходов населения.
Индикаторы деловой активности: инвестиции в основной капитал выросли на 108,5% (RUB 1 трлн) по отношению к предыдущему году, совокупный финансовый результат средних и крупных компаний вырос на 115% (RUB 2,8 трлн), налоговые поступления увеличились на 104,6% (RUB 1,3 трлн), объем кредитования бизнеса увеличился на 104,5% (RUB 13,1 трлн).
На конец 2012 года в Москве зарегистрировано 1,3 млн юридических лиц, прирост зарегистрированных компаний различных форм собственности составил 105,1% по сравнению с 2011 годом. Общая площадь возведенных объектов недвижимости оценивается в 7,6 млн. кв. метров, что на 109% больше, чем в 2011 году.
Основные направления экономической политики
Экономическая политика Правительства Москвы направлена на снижение стоимости ведения бизнеса, упрощение административных процедур, расширение доступа к инфраструктуре, развитие конкурентной среды, привлечение инвестиций в приоритетные проекты, создание различных форм обратной связи для бизнес-сообщества.
Для поддержки и развития инновационного сектора в городе установлены льготные ставки налогообложения для технополисов, технопарков и индустриальных парков: для УК (управляющих компаний) – налог на имущество от 0% до 1,1%; налог на землю от 0,01% до 0,03% – оба налога сроком на 10 лет. Для резидентов налог на имущество – 0%; налог на прибыль – 13,5% – оба налога установлены также сроком на 10 лет. Вводится патентная система: установлен размер потенциально возможного дохода по 65 видам деятельности для индивидуальных предпринимателей.
Инновационный бизнес получил существенную финансовую поддержку в размере RUB 5,6 млрд. Предусмотрена возможность получения целевых займов для УК: на создание и развитие технопарков – до RUB 100 млн по ставке рефинансирования, на создание и развитие технополиса – до RUB 300 млн по ставке рефинансирования.
Финансовая поддержка промышленного сектора в 2012 году составила RUB 2,2 млрд, кроме того предприятиям предоставлялась возможность получения целевого займа: до RUB 100 млн на модернизацию производственного оборудования по ставке рефинансирования, до RUB 100 млн (25% от общего объема) на субсидирование лизинговых платежей.
В 2012 году финансовая поддержка агропромышленных предприятий, которые в основном располагаются на территории «новой Москвы», составила RUB 309,3 млн.
На поддержку малых и средних предприятий (МСП) было выделено RUB 870 млн. Благодаря Фонду содействия развитию микрофинансовой деятельности займы до КГИ 1 млн. рублей предприниматели могут получить на условиях 13-19% годовых. Сумма выданных МСП кредитов в 2012 году составила RUB 150 млн.
В 2012 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина был создан Штаб по защите прав и интересов предпринимателей. По итогам его работы были приняты меры, существенно упрощающие процедуры присоединения новых предприятий к инженерным сетям. В настоящее время количество дней, необходимых для получения доступа к инфраструктуре, сократилось со 180 до 15 дней.
В сфере энергетики и ЖКХ политика городских властей направлена на сдерживание тарифов: запланированные на 2013 год темпы роста тарифов будут ниже инфляции.
В строительстве количество бюрократических процедур сокращено в четыре раза (с 42 до 10), сроки согласования пакета документов уменьшились втрое (с 344 до 103 дней).
Также приняты меры по упрощению открытия и ведения бизнеса в сфере торговли и услуг. Это привело к росту темпов создания новых торговых площадей, точек общественного питания. В 2012 году обеспеченность жителей столицы услугами розничной торговли выросла на 7,3%, количество торговых площадей составило 794 кв.км на 1 тыс. жителей.
В 2012-2016 годах планируется направить RUB 8,2 млрд бюджетных и RUB 4,2 млрд частных инвестиций на развитие инновационной инфраструктуры – технопарков, технополисов, индустриальных парков и особых экономических зон, общая площадь которых составляет около 247 га.
Планируется создание оптового продовольственно-логистического центра, который будет включать около 500 тыс. кв. м складских помещений, обслуживать более 1000 производителей и дистрибуторов, станет площадкой сбыта 3,6 млн. тонн продуктов, в том числе и фермерских, создаст около 5000 рабочих мест.
По итогам заседания коллегии заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил: «Мы хотим создать город – центр экономического притяжения, привлекательный с точки зрения частных инвестиций, реализации деловой инициативы, развития компаний и предприятий. Показатели 2012 года служат наглядным доказательством того, что наши действия приносят позитивные результаты. Наша столица достойна стать одним из лучших мегаполисов мира, как с точки зрения ведения бизнеса, так и создания комфортных условий жизни для наших горожан».
Видеоролик с заседания Коллегии http://www.depir.ru/video/i330.html
Люди: Андрей Шаронов, Сергей Собянин
Регионы: Москва
Компании: Правительство Москвы