Международный союз автомобильного транспорта (IRU) может исключить Россию из системы международных дорожных перевозок TIR из-за таможенных ограничений, нарушающих международное право. Об этом говорится в официальном заявлении IRU.
Система TIR позволяет перевозчикам грузов пользоваться специальной международной гарантией, «таможенной книжкой», чтобы фургоны оставались запечатанными на всем протяжении поездки. Это минимизирует затраты средств на таможенные пошлины и затраты времени при пересечении большого числа государственных границ. Однако в июле 2013г. российская таможенная служба в одностороннем порядке ограничила действие этих гарантий и распорядилась о введении дополнительных национальных лицензий. На практике это означает, что одной лишь «таможенной книжки TIR» будет недостаточно для въезда/выезда грузов через российскую таможню, что IRU считает нарушением международного права.
В ответ на фактический отказ России от системы TIR союз IRU предлагает оформить его юридически и официально исключить территорию РФ из зоны действия гарантии. По подсчетам IRU, раньше таможенная лицензия на провоз товаров из Италии в Россию стоила около RUB 2 тыс. (USD 58,8), после введения ограничений стоит RUB 6 тыс. (USD 176,4), а в случае выхода России из системы TIR расходы перевозчика достигнут RUB 10 тыс. (USD 294). Учитывая, что 40% импорта в Россию идет по системе TIR (а это USD 110 млрд ежегодно), исключение России из этой системы резко поднимет цены на импортные товары внутри страны и затруднит экспорт из РФ.
Руководство союза IRU уже обратилось с письмом президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вмешаться в происходящее, чтобы найти выход из затянувшегося спора и избежать исключения России из TIR.
Сектор экономики: Транспорт и логистика